Профориентация

В нашем Центре проводятся профконсультации, которые включают в себя два основных этапа:
компьютерное тестирование и консультацию с психологом.

Чтобы получить более полную информацию можно пройти дополнительное тестирование по швейцарскому тесту Люшера, на Эгоскопе, а также пройти тренинги по развитию необходимых способностей и навыков.

Профориентация поможет учащимся сориентироваться в мире профессий, выбрать профильное обучение, школу, вуз, определить направление дальнейшего развития и спланировать подготовку к поступлению в вуз. А также взрослым, имеющим образование и опыт работы, профориентация поможет найти себя в новом деле, выбрать вуз для получения второго высшего образования или подобрать обучающие программы для дальнейшего профессионального развития.

Продолжительность сеанса профориентации  — 1 час (1 час — тестирование и 40 минут — консультация).

При выборе профессиональной сферы очень важно соответствие психологических особенностей человека с требования профессии.
При тестировании используется профессиональный компьютеризированный тестовый комплекс, который позволяет провести анализ интересов, мотивационной сферы, личностных качеств и интеллектуальных способностей учащихся и взрослый людей, соотнося их с выбором профессии. Он включает три основных блока для школьников:

  • «Структура интересов»: первый блок диагностирует сферу интересов, основанный на объединении теоретического подхода, принятого в отечественной психологии труда (Е. Климов, его типы- «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Человек», «Человек-Знак», «Человек-Художественный образ») и в американской психологии профессионального выбора (Дж. Холланд, его «Реалистический», «Исследовательский», «Артистический», «Социальный», «Влияющий» и «Конвенциональный» типы);
  • «Структура интеллекта»: второй блок представляет собой задания на оценку уровней развития различных способностей: вычисления, лексика, эрудиция, зрительная логика, абстрактная логика, внимание. Кроме того, подсчитывается общий балл по данному блоку, который отражает уровень обучаемости и умственной работоспособности учащегося на настоящее время;
  • «Структура личности»: третий блок ориентирован на выявление личностных особенностей и измеряет 4 базовых факторов (активность/пассивность, согласие/враждебность, организованность/импульсивность, эмоциональная стабильность/нестабильность).

Для диагностики профессионального потенциала взрослых людей используются также три блока:

  • «Мотивация»: первый блок оценивает сферу профессиональной мотивации;
  • «Структура интеллекта»: второй блок направлен на определение уровней развития различных способностей- факторов умственной деятельности по следующим шкалам (вычисления, лексика, эрудиция, зрительная логика, абстрактная логика, внимание и общий балл по интеллекту);
  • «Личность»: третий блок ориентирован на выявление личностных качеств и измеряет 5 базовых факторов (активность/пассивность, согласие/враждебность, организованность/импульсивность, эмоциональная стабильность/нестабильность, открытость новому опыту/узкий кругозор), а также дополнительный показатель по социальной желательности (стремление респондента скрыть или приукрасить какую-то информацию о себе в процессе тестирования).

Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, а на выполнение второго блока отводится 40 минут. Среднее время прохождения теста около часа. Тест включает в себя различные вопросы: это и решение задач, и выбор наиболее привлекательных альтернатив, оценка объектов по заданным параметрам, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

В КАКОЙ ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

После прохождения компьютерного тестирования учащийся (взрослый) получает результаты в распечатанном виде.

Отчёт для учащихся включает: индивидуальный профиль способностей, интересов и черт характера; список профессий, максимально соответствующих индивидуальным особенностям подростка; подробные текстовые интерпретации результатов, а также рекомендации по использованию сильных и развитию слабых сторон с подбором конкретных тренинговых программ.

Образец распечатки результата компьютерного тестирования можно посмотреть ЗДЕСЬ

Профориентация проводится не только для старшеклассников и абитуриентов, но и для людей, уже получивших специальное образование и желающих сменить сферу деятельности, получить второе образование.

Отчёт для взрослых включает: "Проф-отчёт" и "Бизнес-отчёт".

ПРОФ-ОТЧЕТ

Диагностика по блоку "Мотивация" включает следующие шкалы:

  • «внутренняя мотивация — внешняя мотивация» (интегральный показатель направленности трудовой мотивации);
  • «интерес к процессу» (интерес к предмету, процессу и результатам труда, удовольствие от работы);
  • «творчество» (мотивация творческого самовыражения и самореализации, новаторство);
  • «помощь людям» (мотивация альтруистического поведения, сопереживания и эмоционального контакта);
  • «служение обществу» (мотивация морального самоуважения, мотивация служения обществу, романтизм);
  • «общение» (ориентация на общение с интересными и влиятельными людьми);
  • «включенность в команду» (мотивация принадлежности к определенной социальной группе, команде, поиск социальной защищенности);
  • «признание» (мотивация общественного признания, тщеславие);
  • «руководство» (ориентация на самоутверждение, реализацию своих способностей, рост статуса);
  • «деньги» (материальная обеспеченность);
  • «связи» (мотивация неденежной формы обеспечения материального и социального благополучия, поиск поддержки, покровительства);
  • «здоровье» (мотивация экономии затрат интеллектуальных и физических ресурсов, избегание новизны и тревоги);
  • «традиции» (следование сложившейся традиции, ожиданиям близких, обстоятельствам).

Значимый подъем профиля по одной из тематических категорий-шкал свидетельствует о повышенной значимости соответствующего мотива. Значимый провал профиля по определенной шкале говорит о пониженной значимости, неактуальности или вытеснении соответствующего мотива. Причины резкого снижения показателей определенных шкал следует прояснять в ходе постдиагностической беседы.

Диагностика по блоку «Структура интеллекта» включает следующие шкалы:

  • «вычисления» (математический интеллект, видение закономерностей в числовых рядах);
  • «лексика» (активный словарный запас);
  • «эрудиция» (широта кругозора);
  • «зрительная логика» (конструктивно-технические способности, пространственное мышление);
  • «абстрактная логика» (стратегическое мышление, способности к анализу-синтезу);
  • «внимание» (способность к концентрации, мобилизации внимания);
  • «общий балл» (суммарный балл по всем шкалам).

Диагностика по блоку "Личность" включает шкалы "Большой Пятерки" факторов темперамента и характера:

  • «экстраверсия — интроверсия» (высокий полюс фактора — общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий — сдержанность, замкнутость);
  • «согласие — независимость» (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия; высокий полюс — склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени — ведомость; низкий — тенденция полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности — враждебность);
  • «самоконтроль — импульсивность» (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как пунктуальность, последовательность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень — педантизм; низкие — ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени — гибкость моральных суждений и хаотичность);
  • «эмоциональная стабильность — тревожность» (эта шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям, спокойствие, стабильность, уверенность в себе — на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищенности — на низком);
  • «новаторство-консерватизм» (эта шкала показывает любознательность, увлеченность, открытость новому опыту, ориентацию на преобразование — на высоком полюсе; и консерватизм, прагматическую направленность, традиционализм, ориентацию на сохранение — на низком).

Дополнительно рассчитывается также шкала "социальная желательность", показывающая закрытую позицию респондента во время тестирования, стремление приукрасить себя.

Списки профессий

«Проф-отчет» содержит также списки профессий, наиболее подходящих респонденту. Списки профессий выдаются на основании сравнения индивидуального профиля респондента с «идеальными» профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм. Списки профессий выдаются как на основании результатов по каждому блоку в отдельности, так и по всем блокам в совокупности.

Образец распечатки результата компьютерного тестирования можно посмотреть ЗДЕСЬ

БИЗНЕС-ОТЧЕТ

Профориентация для взрослых также включает "Бизнес-отчет" состоящий из следующих блоков информации:

1. Управленческий потенциал — в него включается информация о том, какой уровень иерархии в организации способен занимать респондент. Текстовая информация дополняется графическим шкальным профилем. Программа определяет потенциал респондента на следующих уровнях управления:

  • исполнитель (пригодность к выполнению простых операций по шаблонам, без инициативы и самостоятельности, под контролем со стороны руководства)
  • специалист (пригодность к самостоятельному выполнению сложно-составных операций, проявлению инициативы в выборе инструментов и решений, организации своей собственной работы)
  • руководитель среднего звена (мидл-менеджер, пригоден к руководству малой группой, личному наставничеству и управлению специалистами и исполнителями)
  • руководитель высшего звена (топ-менеджер, пригоден к руководству большим коллективом, управлению сложной структурой с несколькими уровнями управления, постановке целей, распределению ресурсов)

При положительном прогнозе деятельности респондента в качестве мидл- или топ-менеджера, программа выдает также описание стиля руководства, присущего данному респонденту:

  • производитель (настроен на достижение результата любой ценой; усердный, трудолюбивый работник)
  • администратор (контролирует, доведена ли работа до конца и реализуются ли решения; разрабатывает и соблюдает эффективные нормы, правила, процедуры внутри организации; хорошо организован и внимателен к деталям)
  • предприниматель (предлагает новые идеи и решения; отслеживает изменения внешней среды, слабые и сильные стороны организации и определяет курс действий; готов брать риск на себя)
  • интегратор (создает атмосферу сотрудничества, нацелен на объединение идей, мнений; прислушивается к мнению различных сторон и находит компромиссное решение)

2. Профессиональный потенциал — в данном блоке представлены конкретные виды деятельности, к которым стоит подключать респондента, а также виды деятельности, которые человеку не рекомендуются. Полный перечень видов деятельности, с которыми работает программа:

  • Написание рекламных материалов
  • Составление коммерческих предложений
  • Внедрение новых технологий
  • Творческое самовыражение (креатив)
  • Частые командировки
  • Работа в условиях стресса (опасности, перегрузок, неопределенности)
  • Обслуживание и настройка техники, программного обеспечения
  • Оперирование числами, расчетами
  • Деловая устная коммуникация (переговоры)
  • Деловая письменная коммуникация (переписка)
  • Публичное выступление
  • Проявление клиенториентированного поведения
  • Налаживание связей (клиентской базы, партнерских отношений)
  • Планирование (стратегическое мышление)
  • Организация процесса работы сотрудников
  • Контроль за работой сотрудников
  • Мотивирование, вдохновение сотрудников (эмоциональное лидерство)
  • Оформление документов (архивация, учет)
  • Контроль, тестирование продукции
  • Работа с большим объемом информации
  • Работа с графиками, таблицами, схемами
  • Монотонная работа
  • Научно-исследовательская работа
  • Решение новых и нестандартных задач
  • Написание отчетов
  • Передача знаний

3. Прогноз поведения в команде — наиболее свойственные респонденту командные роли и прогноз конфликтности с описанием моделей поведения в ситуации конфликта.
Блок «Прогноз конфликтности» оценивает потенциальную конфликтность респондента (в трех градациях: низкая/средняя/высокая), а также описание типичного стиля поведения в конфликтной ситуации.

Блок «Командные роли» оценивает степень сходства респондента с девятью основными командными ролями (по теории Р. М. Белбина). Описание командных ролей:
Генератор идей

  • Функции: решение сложных проблем, генерирование оригинальных идей.
  • Качества: креативность, воображение, непризнавание авторитетов, неортодоксальность.
  • Недостатки: игнорирование деталей и трудностей практической реализации.

Исследователь ресурсов

  • Функции: изучение возможностей, установление внешних контактов.
  • Качества: коммуникабельность, оптимизм, легкость интересов, гибкость, энтузиазм.
  • Недостатки: быстрая потеря интереса к начатому делу.

Специалист

  • Функции: привнесение знаний и опыта по проблеме.
  • Качества: преданность делу, самостоятельность, любознательность, узкозаточенность, детальность при рассмотрении проблемы.
  • Недостатки: узость специализации, чрезмерное зацикливание на деталях.

Аналитик

  • Функции: рассмотрение всех вариантов, вынесение аккуратных, выверенных и беспристрастных суждений, выбор лучшей альтернативы.
  • Качества: рассудительность, прозорливость, стратегичность мышления.
  • Недостатки: не хватает драйва и способности воодушевлять.

Координатор

  • Функции: прояснение целей работы, продвижение принятия решений, организация процесса и установление сроков, разделение задач.
  • Качества: уверенность, зрелость, умение делегировать.
  • Недостатки: попадает под влияние других, делегирует свои полномочия.

Мотиватор

  • Функции: привнесение драйва и куража, напор, преодоление трудностей и обеспечение продвижения вперед, мотивирование других на выполнение работы.
  • Качества: ориентация на результат, смелость, динамичность, упертость.
  • Недостатки: не считается с интересами других, может задевать их чувства.

Душа команды

  • Функции: выслушивание людей, снятие напряжения, выстраивание отношений, «смазывание» командных процессов.
  • Качества: кооперативность, мягкость, восприимчивость и дипломатичность.
  • Недостатки: нерешительность в кризисных ситуациях, легко поддается влиянию других.

Реализатор

  • Функции: воплощение идей и решений в практические действия.
  • Качества: дисциплинированность, надежность, консервативность, эффективность.
  • Недостатки: негибкость, медленная реакция на новые возможности.

Контролер

  • Функции: доведение дел до полного завершения, выявление ошибок, пропусков и недоработок, их исправление.
  • Качества: усердность, добросовестность, беспокойность, ориентация на сроки. Недостатки: чрезмерное беспокойство и придирчивость по отношению к другим, сложно делегирует свои полномочия.

4. Мотивация — перечень мотивирующих и демотивирующих факторов для респондента.

Образец распечатки результата компьютерного тестирования можно посмотреть ЗДЕСЬ

Но самое главное при проведении профориентации — это личная беседа с психологом, поскольку тесты являются лишь инструментом для выявления определенных знаний и навыков, а также противоречий между ожиданиями человека и его реальными возможностями.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ПО ИТОГАМ ТЕСТИРОВАНИЯ: обсуждение результатов

По результатам тестирования проводится консультация психолога. В процессе беседы психолог работает с индивидуальным профилем учащегося (взрослого), задаёт вопросы, рассказывает о полученных результатах, даёт рекомендации. Рассмотрев подробно Ваш профиль, он сможет ответить на следующие вопросы:

  • какие профессии и почему подходят учащемуся на основе анализа его интересов, способностей и особенностей характера;
  • почему среди рекомендуемых специальностей, нет той, которая Вам более всего интересна;
  • а что будет, если я всё-таки изберу ту специальность, которую хочу, вопреки прогнозам вашего теста;
  • почему тест ничего не говорит о моих способностях, на основании которых я уже начал обдумывать свою карьеру (например, о музыкальных способностях, необходимых для карьеры музыканта);
  • в каких вузах можно получить соответствующее образование;
  • как подготовиться к поступлению в вуз;
  • как выбрать профильный класс, школу, лицей или колледж;
  • как можно скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера;
  • как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных для учащегося профессиональных сферах.

Также психолог-профконсультант поможет сориентироваться в ситуации на современном рынке труда, расскажет о востребованных профессиях и вузах.