|
ПрофориентацияВ нашем Центре проводятся профконсультации, которые включают в себя два основных этапа:
компьютерное тестирование и консультацию с психологом.
Чтобы получить более полную информацию можно пройти дополнительное тестирование по швейцарскому тесту Люшера, на Эгоскопе, а также пройти тренинги по развитию необходимых способностей и навыков.
Профориентация поможет учащимся сориентироваться в мире профессий, выбрать профильное обучение, школу, вуз, определить направление дальнейшего развития и спланировать подготовку к поступлению в вуз. А также взрослым, имеющим образование и опыт работы, профориентация поможет найти себя в новом деле, выбрать вуз для получения второго высшего образования или подобрать обучающие программы для дальнейшего профессионального развития.
Продолжительность сеанса профориентации — 1 час (1 час — тестирование и 40 минут — консультация).
При выборе профессиональной сферы очень важно соответствие психологических особенностей человека с требования профессии.
При тестировании используется профессиональный компьютеризированный тестовый комплекс, который позволяет провести анализ интересов, мотивационной сферы, личностных качеств и интеллектуальных способностей учащихся и взрослый людей, соотнося их с выбором профессии. Он включает три основных блока для школьников:
- «Структура интересов»: первый блок диагностирует сферу интересов, основанный на объединении теоретического подхода, принятого в отечественной психологии труда (Е. Климов, его типы- «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Человек», «Человек-Знак», «Человек-Художественный образ») и в американской психологии профессионального выбора (Дж. Холланд, его «Реалистический», «Исследовательский», «Артистический», «Социальный», «Влияющий» и «Конвенциональный» типы);
- «Структура интеллекта»: второй блок представляет собой задания на оценку уровней развития различных способностей: вычисления, лексика, эрудиция, зрительная логика, абстрактная логика, внимание. Кроме того, подсчитывается общий балл по данному блоку, который отражает уровень обучаемости и умственной работоспособности учащегося на настоящее время;
- «Структура личности»: третий блок ориентирован на выявление личностных особенностей и измеряет 4 базовых факторов (активность/пассивность, согласие/враждебность, организованность/импульсивность, эмоциональная стабильность/нестабильность).
Для диагностики профессионального потенциала взрослых людей используются также три блока:
- «Мотивация»: первый блок оценивает сферу профессиональной мотивации;
- «Структура интеллекта»: второй блок направлен на определение уровней развития различных способностей- факторов умственной деятельности по следующим шкалам (вычисления, лексика, эрудиция, зрительная логика, абстрактная логика, внимание и общий балл по интеллекту);
- «Личность»: третий блок ориентирован на выявление личностных качеств и измеряет 5 базовых факторов (активность/пассивность, согласие/враждебность, организованность/импульсивность, эмоциональная стабильность/нестабильность, открытость новому опыту/узкий кругозор), а также дополнительный показатель по социальной желательности (стремление респондента скрыть или приукрасить какую-то информацию о себе в процессе тестирования).
Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, а на выполнение второго блока отводится 40 минут. Среднее время прохождения теста около часа. Тест включает в себя различные вопросы: это и решение задач, и выбор наиболее привлекательных альтернатив, оценка объектов по заданным параметрам, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях.
В КАКОЙ ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
После прохождения компьютерного тестирования учащийся (взрослый) получает результаты в распечатанном виде.
Отчёт для учащихся включает: индивидуальный профиль способностей, интересов и черт характера; список профессий, максимально соответствующих индивидуальным особенностям подростка; подробные текстовые интерпретации результатов, а также рекомендации по использованию сильных и развитию слабых сторон с подбором конкретных тренинговых программ.
Образец распечатки результата компьютерного тестирования можно посмотреть ЗДЕСЬ
Профориентация проводится не только для старшеклассников и абитуриентов, но и для людей, уже получивших специальное образование и желающих сменить сферу деятельности, получить второе образование.
Отчёт для взрослых включает: "Проф-отчёт" и "Бизнес-отчёт".
ПРОФ-ОТЧЕТ
Диагностика по блоку "Мотивация" включает следующие шкалы:
- «внутренняя мотивация — внешняя мотивация» (интегральный показатель направленности трудовой мотивации);
- «интерес к процессу» (интерес к предмету, процессу и результатам труда, удовольствие от работы);
- «творчество» (мотивация творческого самовыражения и самореализации, новаторство);
- «помощь людям» (мотивация альтруистического поведения, сопереживания и эмоционального контакта);
- «служение обществу» (мотивация морального самоуважения, мотивация служения обществу, романтизм);
- «общение» (ориентация на общение с интересными и влиятельными людьми);
- «включенность в команду» (мотивация принадлежности к определенной социальной группе, команде, поиск социальной защищенности);
- «признание» (мотивация общественного признания, тщеславие);
- «руководство» (ориентация на самоутверждение, реализацию своих способностей, рост статуса);
- «деньги» (материальная обеспеченность);
- «связи» (мотивация неденежной формы обеспечения материального и социального благополучия, поиск поддержки, покровительства);
- «здоровье» (мотивация экономии затрат интеллектуальных и физических ресурсов, избегание новизны и тревоги);
- «традиции» (следование сложившейся традиции, ожиданиям близких, обстоятельствам).
Значимый подъем профиля по одной из тематических категорий-шкал свидетельствует о повышенной значимости соответствующего мотива. Значимый провал профиля по определенной шкале говорит о пониженной значимости, неактуальности или вытеснении соответствующего мотива. Причины резкого снижения показателей определенных шкал следует прояснять в ходе постдиагностической беседы.
Диагностика по блоку «Структура интеллекта» включает следующие шкалы:
- «вычисления» (математический интеллект, видение закономерностей в числовых рядах);
- «лексика» (активный словарный запас);
- «эрудиция» (широта кругозора);
- «зрительная логика» (конструктивно-технические способности, пространственное мышление);
- «абстрактная логика» (стратегическое мышление, способности к анализу-синтезу);
- «внимание» (способность к концентрации, мобилизации внимания);
- «общий балл» (суммарный балл по всем шкалам).
Диагностика по блоку "Личность" включает шкалы "Большой Пятерки" факторов темперамента и характера:
- «экстраверсия — интроверсия» (высокий полюс фактора — общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий — сдержанность, замкнутость);
- «согласие — независимость» (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия; высокий полюс — склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени — ведомость; низкий — тенденция полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности — враждебность);
- «самоконтроль — импульсивность» (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как пунктуальность, последовательность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень — педантизм; низкие — ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени — гибкость моральных суждений и хаотичность);
- «эмоциональная стабильность — тревожность» (эта шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям, спокойствие, стабильность, уверенность в себе — на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищенности — на низком);
- «новаторство-консерватизм» (эта шкала показывает любознательность, увлеченность, открытость новому опыту, ориентацию на преобразование — на высоком полюсе; и консерватизм, прагматическую направленность, традиционализм, ориентацию на сохранение — на низком).
Дополнительно рассчитывается также шкала "социальная желательность", показывающая закрытую позицию респондента во время тестирования, стремление приукрасить себя.
Списки профессий
«Проф-отчет» содержит также списки профессий, наиболее подходящих респонденту. Списки профессий выдаются на основании сравнения индивидуального профиля респондента с «идеальными» профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм. Списки профессий выдаются как на основании результатов по каждому блоку в отдельности, так и по всем блокам в совокупности.
Образец распечатки результата компьютерного тестирования можно посмотреть ЗДЕСЬ
БИЗНЕС-ОТЧЕТ
Профориентация для взрослых также включает "Бизнес-отчет" состоящий из следующих блоков информации:
1. Управленческий потенциал — в него включается информация о том, какой уровень иерархии в организации способен занимать респондент. Текстовая информация дополняется графическим шкальным профилем. Программа определяет потенциал респондента на следующих уровнях управления:
- исполнитель (пригодность к выполнению простых операций по шаблонам, без инициативы и самостоятельности, под контролем со стороны руководства)
- специалист (пригодность к самостоятельному выполнению сложно-составных операций, проявлению инициативы в выборе инструментов и решений, организации своей собственной работы)
- руководитель среднего звена (мидл-менеджер, пригоден к руководству малой группой, личному наставничеству и управлению специалистами и исполнителями)
- руководитель высшего звена (топ-менеджер, пригоден к руководству большим коллективом, управлению сложной структурой с несколькими уровнями управления, постановке целей, распределению ресурсов)
При положительном прогнозе деятельности респондента в качестве мидл- или топ-менеджера, программа выдает также описание стиля руководства, присущего данному респонденту:
- производитель (настроен на достижение результата любой ценой; усердный, трудолюбивый работник)
- администратор (контролирует, доведена ли работа до конца и реализуются ли решения; разрабатывает и соблюдает эффективные нормы, правила, процедуры внутри организации; хорошо организован и внимателен к деталям)
- предприниматель (предлагает новые идеи и решения; отслеживает изменения внешней среды, слабые и сильные стороны организации и определяет курс действий; готов брать риск на себя)
- интегратор (создает атмосферу сотрудничества, нацелен на объединение идей, мнений; прислушивается к мнению различных сторон и находит компромиссное решение)
2. Профессиональный потенциал — в данном блоке представлены конкретные виды деятельности, к которым стоит подключать респондента, а также виды деятельности, которые человеку не рекомендуются. Полный перечень видов деятельности, с которыми работает программа:
- Написание рекламных материалов
- Составление коммерческих предложений
- Внедрение новых технологий
- Творческое самовыражение (креатив)
- Частые командировки
- Работа в условиях стресса (опасности, перегрузок, неопределенности)
- Обслуживание и настройка техники, программного обеспечения
- Оперирование числами, расчетами
- Деловая устная коммуникация (переговоры)
- Деловая письменная коммуникация (переписка)
- Публичное выступление
- Проявление клиенториентированного поведения
- Налаживание связей (клиентской базы, партнерских отношений)
- Планирование (стратегическое мышление)
- Организация процесса работы сотрудников
- Контроль за работой сотрудников
- Мотивирование, вдохновение сотрудников (эмоциональное лидерство)
- Оформление документов (архивация, учет)
- Контроль, тестирование продукции
- Работа с большим объемом информации
- Работа с графиками, таблицами, схемами
- Монотонная работа
- Научно-исследовательская работа
- Решение новых и нестандартных задач
- Написание отчетов
- Передача знаний
3. Прогноз поведения в команде — наиболее свойственные респонденту командные роли и прогноз конфликтности с описанием моделей поведения в ситуации конфликта.
Блок «Прогноз конфликтности» оценивает потенциальную конфликтность респондента (в трех градациях: низкая/средняя/высокая), а также описание типичного стиля поведения в конфликтной ситуации.
Блок «Командные роли» оценивает степень сходства респондента с девятью основными командными ролями (по теории Р. М. Белбина). Описание командных ролей:
Генератор идей
- Функции: решение сложных проблем, генерирование оригинальных идей.
- Качества: креативность, воображение, непризнавание авторитетов, неортодоксальность.
- Недостатки: игнорирование деталей и трудностей практической реализации.
Исследователь ресурсов
- Функции: изучение возможностей, установление внешних контактов.
- Качества: коммуникабельность, оптимизм, легкость интересов, гибкость, энтузиазм.
- Недостатки: быстрая потеря интереса к начатому делу.
Специалист
- Функции: привнесение знаний и опыта по проблеме.
- Качества: преданность делу, самостоятельность, любознательность, узкозаточенность, детальность при рассмотрении проблемы.
- Недостатки: узость специализации, чрезмерное зацикливание на деталях.
Аналитик
- Функции: рассмотрение всех вариантов, вынесение аккуратных, выверенных и беспристрастных суждений, выбор лучшей альтернативы.
- Качества: рассудительность, прозорливость, стратегичность мышления.
- Недостатки: не хватает драйва и способности воодушевлять.
Координатор
- Функции: прояснение целей работы, продвижение принятия решений, организация процесса и установление сроков, разделение задач.
- Качества: уверенность, зрелость, умение делегировать.
- Недостатки: попадает под влияние других, делегирует свои полномочия.
Мотиватор
- Функции: привнесение драйва и куража, напор, преодоление трудностей и обеспечение продвижения вперед, мотивирование других на выполнение работы.
- Качества: ориентация на результат, смелость, динамичность, упертость.
- Недостатки: не считается с интересами других, может задевать их чувства.
Душа команды
- Функции: выслушивание людей, снятие напряжения, выстраивание отношений, «смазывание» командных процессов.
- Качества: кооперативность, мягкость, восприимчивость и дипломатичность.
- Недостатки: нерешительность в кризисных ситуациях, легко поддается влиянию других.
Реализатор
- Функции: воплощение идей и решений в практические действия.
- Качества: дисциплинированность, надежность, консервативность, эффективность.
- Недостатки: негибкость, медленная реакция на новые возможности.
Контролер
- Функции: доведение дел до полного завершения, выявление ошибок, пропусков и недоработок, их исправление.
- Качества: усердность, добросовестность, беспокойность, ориентация на сроки. Недостатки: чрезмерное беспокойство и придирчивость по отношению к другим, сложно делегирует свои полномочия.
4. Мотивация — перечень мотивирующих и демотивирующих факторов для респондента.
Образец распечатки результата компьютерного тестирования можно посмотреть ЗДЕСЬ
Но самое главное при проведении профориентации — это личная беседа с психологом, поскольку тесты являются лишь инструментом для выявления определенных знаний и навыков, а также противоречий между ожиданиями человека и его реальными возможностями.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ПО ИТОГАМ ТЕСТИРОВАНИЯ: обсуждение результатов
По результатам тестирования проводится консультация психолога. В процессе беседы психолог работает с индивидуальным профилем учащегося (взрослого), задаёт вопросы, рассказывает о полученных результатах, даёт рекомендации. Рассмотрев подробно Ваш профиль, он сможет ответить на следующие вопросы:
- какие профессии и почему подходят учащемуся на основе анализа его интересов, способностей и особенностей характера;
- почему среди рекомендуемых специальностей, нет той, которая Вам более всего интересна;
- а что будет, если я всё-таки изберу ту специальность, которую хочу, вопреки прогнозам вашего теста;
- почему тест ничего не говорит о моих способностях, на основании которых я уже начал обдумывать свою карьеру (например, о музыкальных способностях, необходимых для карьеры музыканта);
- в каких вузах можно получить соответствующее образование;
- как подготовиться к поступлению в вуз;
- как выбрать профильный класс, школу, лицей или колледж;
- как можно скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера;
- как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных для учащегося профессиональных сферах.
Также психолог-профконсультант поможет сориентироваться в ситуации на современном рынке труда, расскажет о востребованных профессиях и вузах.
|